Согласно А. Бейсеру (2001), изменения происходят тогда, когда человек становится тем, кто он есть, а не тогда, когда пытается быть тем, кем он не является.


    Это принцип был назван парадоксальная теория изменений .Человек, приходящий к терапевту, находится между двух огней: между тем, каким он должен быть, и тем, каким он является по своему мнению. Эти части безуспешно пытаются изменить одна другую. Он мечется и хочет от психотерапевта, чтобы тот изменил его. Поскольку клиент проецирует одну из этих ролей на терапевта (или окружение), психотерапевту лучше осознать это, принимая такие роли лишь временно и с терапевтическими целями, поскольку клиенту полезнее принять их как свои собственные.
   Для того чтобы измениться человек должен отождествиться с тем, что происходит с ним в настоящем. Изменение не возникает в процессе принуждения. Основная стратегия терапевта поощрять клиента быть там, где он есть, и тем, кто он есть.
   Здоровый человек осознает наличие в себе противоположных качеств (полярностей), однако в его осознавании могут встречаться «слепые пятна». Он может принимать свою мягкость, но не знать о жесткости в себе. Если жесткость начнет проявляться, то человек может испытывать в таком случае боль, но при этом он желает включить это новое понятие о себе в свою концепцию. Здоровый человек не всегда может одобрить свои полярности, но факт того, что он хочет прожить их осознавание существенный факт внутренней силы.
  Концепция полярности.
Нарушенная личность, не может принять все множество частей себя. Она отвергает те аспекты себя, которые считает недопустимыми, и склонна проецировать эти части на других. Неосознание отвергаемой полярности приходит к тревоге и свойственной неврозу попытке справиться с тревогой при помощи соматических симптомов.
проходящей границы между собственным «Я» и окружающей средой. В такой ситуации невозможно определить, где собственные чувства и желания, и где чувства и желания другого, где «Я», а где «Ты».роста он включается в процесс интроекции, проверяя интроективные положения на наиболее значимых стадиях развития.
  Метафора капкана.
    Подобно тому, как свободное дикое животное попадает в капкан, поставленный охотниками, человек попадает под запреты и ограничения со стороны общества. Чтобы освободиться из капкана, животное отгрызает себе лапу, а человек отказывается от тех чувств и эмоций, от тех частей собственной личности, которые не приемлются социумом: гнева, любви, секса, радости и т.д. И так же, как животное становится израненным и покалеченным, так и человек, потерявший часть личности, становится ограниченным в своих проявлениях и не может жить полной жизнью, быть самим собой.
   Противоположности интегрируются, когда структуры превращаются в процессы. Клиент полностью идентифицирует себя с отчужденными частями и в каждый момент времени – только с одной из них. Сначала клиент открывает ту часть себя, которую отвергал, а затем вступает с ней в контакт. Этот контакт приводит к появлению большей терпимости и понимания себя, расширению самоконцепции.
   Полярности всегда контекстуальны - определяются самим клиентом. Лучше спросить у клиента, что является противоположностью его состояния.
  Нужно уметь определять уместность вторжения в полярности.
  Если полюса не четкие , имеется размытость, это говорит что надо раскачивать маятник между полюсами, потребность при этом станет четче и ярче. Это делается очень осторожно.
  Если полюса очень отдалены друг от друга , потребность определена, то терапия в таком случае наоборот будет направлена на сведение полюсов.
  Если имеется преобладание одного полюса над другим , то надо думать, что можно взять из одного полюса и добавить в недостающий. Здесь уместен эксперимент, с осознанием легкого полюса и умением им пользоваться.