Тёмная сторона куба

Живопись

Мицва из "Накрытого стола"
Глава 121
Помнить о разрушении Храма

1. После разрушения Второго Храма мудрецы Торы постановили, что даже в самые радостные минуты своей жизни еврей обязан каким-либо образом выразить, что ничто не может заставить нас забыть об этой страшной катастрофе. Сказано в Тегилим (137:5,6): «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет правая рука моя! Пусть прилипнет язык мой к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не вознесу Иерусалим во главу веселья моего!».

2. Пo установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат размером локоть на локоть (48х48 см) — чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном Храме.

«Кицур Шулхан Арух», «Малый накрытый стол» («Шулхан Арух» - «книга галахических предписаний, которая охватывает весь жизненный цикл еврея»)


Малевич провозгласил: «Искусство для искусства» - мол, долой «харчевую» и религиозную эксплуатацию, никаких идей - «чистая эстетика» и разродился пятью томами трактатов (многовато для безыдейной идеи). Апофеозом беспредметной живописи стал «Чёрный квадрат», хотя логичнее было бы на вершину творчества водрузить другую работу художника – пустой холст без каких-либо «предметов», даже геометрических.

Но, уже более ста лет находятся люди, которые при упоминании о «Черном квадрате» делают умное лицо и трепетно с придыханием…, короче, повод копнуть глубже.

Квадрат – это древний сакральный символ. В греко-римской традиции он обозначал Афродиту(Венеру). В буддизме – символ земли. Иудеи при молитве используют тфилин, мусульмане совершают хадж к Каабе. Оккультисты всех мастей взяли на вооружение этот символ, Казимир Северинович не исключение.

  Вот что искусствовед Валерий Турчин писал: «И если в 1915 году Малевич свои замыслы раскрывал только в частной переписке, но не в текстах для публики, то в последующие годы он был в ряде своих записок, предназначенных ученикам, откровеннее, и их теософская «начинка» видна во всем: в мыслях о ступенях организации материи (прогрессии), о месте искусства в процессе изменений Природы, о духовных вождях людей, о «человечестве, выведенном из Египта», о Храмах, о «тайнах образов», о том, что человек должен стремится к квадрату и ограничиться кубом, «ибо наш смысл теряется за пределами земли».»

Живопись

Короче, для профанов (с лат. рro «перед» и fanum «храм» или «непосвященный») источники теории супрематизма скрывались. Турчин мягко так обозначил их как «теософия» - да всё пропитано масоно–каббалистическим учением!

Впрочем, в автопортрете1933 года Малевич сам о себе:

Живопись

С расшифровкой жеста можно ознакомиться в этой книге:

Источник

Даже название «супрематизм» позаимствовал у масона Робеспьера, который в 1791 году провозгласил культ Высшего существа, назвав его “Suprem” или “Supremat”, так сказать, Казимир Северинович продолжил дело революции. Выдуманное Малевичем слово «архитектон» из той же оперы. Вот какое определение даёт Татищев в энциклопедии 1744-1746 года: «архитектон, греч., архитект, начальник строителей, котораго должности всякое строение вымыслить, начертать, заложить и в строении надзирать…»

Очень интересны исследования искусствоведа Александра Соловьёва. В работе А. Соловьёва «К. Малевич и Н. Тесла - мистическая каббала и черная магия в искусстве XX века» по годам расписаны «явки, фамилии» повлиявшие на мировоззрение Казимира Севериновича.

Источник

Вот и посмотрим, с кем якшался на момент написания «четырёхугольника» великий художник, если в декабре 1915 года эта чёрная антиикона уже разместилась в красном углу.
Живопись

В 1915 году Малевич состоит в группе у оккультиста-философа Петра Успенского, осенью учитель представляет Георгия Гурджиева как «гуру» и Казимир Северинович на три года становится «шишья» (с тибетского-ученик) Гурджиева практикующего магию и каббалу и за не малые деньги гарантирующего чудесным образом «развитие гармонического человека», за глаза называя своих учеников «подопытными кроликами».  Осенью 1915 г. «гуру» читает лекции о применении чисел и геометрических фигур для выявления природных сил. Позже, Малевич будет объяснять своим студентам, что если долго и сосредоточенно смотреть прямо в середину квадрата, «… не отвлекаясь ни на что, как в «камере обскура», то, в конце концов, начнёшь…» чувствовать «бесконечность и вечность», говоря современным языком – вэлкам в нирвану, некоторым даже не обязательно долго смотреть на картину, достаточно произнести: «чёрный квадрат» и люди впадают в гипнотический раж.

По духовным законам, подобное притягивается к подобному, поэтому революция 1917 года для Малевича обернулась карьерным взлётом. Со своих высоких постов, он всемерно содействует торжеству «нового искусства». «Чёрный квадрат» можно назвать флагом-символом тех сил, которые захватили государство. Сплошной крестоповал в картинах, материализуется в реальной жизни, сопровождаясь невиданными по масштабам человеческими жертвоприношениями. С первых шагов, новая власть приступает к обтёсыванию «человеческого материала». Вводятся масонские символы; серп, молот, пентаграмма.

Учреждается статус подмастерья - «товарищ», как обращение новых граждан друг к другу. С малых лет приучают давать клятвы «великим вождям». Ну и, конечно же, граждане Советского Союза становятся строителями коммунизма, а избранная верхушка правителей рулит селекцией по выведению «нового человека» - Ивана родства не помнящего.

Дело по выведению «кубоголового» человека не совсем завершено, поэтому Малевич актуален и сегодня, пиар акции не утихают - к столетию якобы обнаружили надпись на первом «Черном квадрате» сделанную самим автором - «Битва негров в тёмной пещере», но оригинал рассекреченной подписи нигде не предъявили, зато всем миром «вспомнили и почтили».

Ещё, оказывается, когда Казимир Северинович в очередной раз сидел в тюрьме, то обратил внимание на круглые хрупкие стеклянные (почему не хрустальные?) стаканы, которые при чаепитии лопались и горячий чай опекал руки. Но гений, он и в тюрьме гений - придумал стакан многогранник, а по освобождении поделился этой идеей со скульптором Мухиной, которая впоследствии запустила производство гранёных стаканов. Всё бы хорошо, но только до революции гранёные стаканы массово выпускали Мальцовские стекольные заводы, с орлом и надписью: «Мальцовское» на донышке стакана.

Рентгеновские снимки показали, что под «Чёрным квадратом» находятся ещё две композиции. Искусствовед Валерий Турчин утверждал, что это умышленное действие художника, чтобы пройти путь метаморфоз до супрематизма. Схожее мнение встречается в работе «Сокровенный Малевич «Композиция с роялем» и зарождение супрематизма» Михаила Рождествина и Евгения Лукьянова.   Исследуя картину «Композиция с роялем» датируемую Малевичем 1913 годом, но выполненную в 20-х годах, выявили ещё два утаённых от глаз зрителя слоя.           

Изображение «Чёрного квадрата» наносилось на не совсем просохший нижний слой, что впоследствии привело к трещинам на лаке. Со стороны, процесс создания картин, похож на какой-то ритуал, а если учесть окружение Казимира Севериновича, то на оккультный ритуал.

«Калиостро» ХХ века - Георгий Гурджиев объяснял своим ученикам: «Прежде всего, вы должны вспомнить, что есть два вида искусства, отличных друг от друга: объективное и субъективное (настоящее и для профанов). В объективном искусстве всё продумано, нет ничего случайного. Это математика. В нём всё можно вычислить, всё можно знать заранее. Художник знает и понимает, что ему нужно передать, и его работа не может произвести на одного человека одно впечатление, а на другого – другое, при условии, конечно, что оба они – люди одного уровня. Она с математической точностью производит одно и то же впечатление». Субъективное искусство: «это всего-навсего механическое воспроизведение, подражание природе или другим людям, или фантазирование, оригинальничание». Когда его попросили привести пример, то оказалось, что подлинным искусством является большой египетский сфинкс, некоторые известные нам творения архитектуры и некоторые статуи богов и мифологических существ, а потом он рассказал о находке странной фигуры какого-то древнего бога или демона, во время путешествия по Центральной Азии. Сперва эта фигура произвела курьёзное впечатление на присутствующих, но через два дня они «почувствовали…некоторые из нас, казалось, видели их лица, слышали их голоса…». Христианская религия при столкновении с таким «объективным искусством» рекомендует читать 90-Псалом.

Ещё из гурджиевского: «Вся объективная музыка основана на «внутренних октавах». И она вызывает не только определённые психологические результаты, но и явные физические результаты. Существует такая музыка, которая превращает воду в лёд…«внутренние октавы», недоступные слуху, но ощущаемые эмоциональным центром». Сам-то Гурджиев колесил по миру с фрагментами постановки балета «Битва магов», которую он сочинял на протяжении всей своей жизни. В основе плясок были взяты танцы дервишей, видимо, чтобы «внутренними октавами» воздействовать на «коллективное бессознательное».

«ЧК» Малевича - это оккультное направление в искусстве, набирающее обороты в наше время и всё более обнажающее свою тёмную сущность.

Источник